Наверняка многим покажется знакомой ситуация, когда на проекте не используется система управления тест-кейсами и тесты приходится писать в Excel. С ростом функционала приложения - увеличивается и количество файлов Excel, в них появляются новые вкладки, группировки, что со временем затрудняет понимание и ориентирование в них. Особенно остро такая проблема встает, когда на проект приходит новый тестировщик, которому порой бывает сложно быстро разобраться в таких тестах. С точки зрения менеджера проекта, в Excel не совсем удобно отслеживать прохождение тестов и анализировать процент покрытия требований тестами. К тому же, очень удобно, когда требования и тесты хранятся в одной системе, а организовать нечто подобное в Excel не представляется возможным. Таких трудностей не возникает, если на проекте используется система управления тест-кейсами. В этом посте я хочу показать пример работы с одной из таких.
TestLink представляет из себя систему для управления тест-кейсами на проектах, распространяемую бесплатно. Основными объектами системы являются Проект, План тестирования и Пользователь. Проект – это главный элемент системы. Каждый проект может содержать несколько планов тестирования (например, план для приемочного тестирования, для функционального, для регрессионного). План тестирования состоит из тестовых наборов, которые включают в себя непосредственно тест-кейсы.
Иерархия пользователей в системе следующая:
- Гость: имеет право только на просмотр всего;
- Тестер: имеет право на просмотр всего и на запись результатов тестирования назначенных ему тестов;
- Тест-аналитик: то же что и тестер, плюс имеет право создавать тест-кейсы, писать требования и связывать требования с тест-кейсами;
- Руководитель тестирования: то же, что и тест-аналитик, плюс создавать планы тестирования, добавлять/удалять тесты в планы тестирования, создавать сборки, определять приоритеты тест-кейсов и назначать тест-кейсы исполнителю;
- Администратор: доступны все функции. Роль предназначена для управления проектами и пользователями.
Рассмотрим основные принципы работы TestLink на примере «Тестового проекта».
Основное окно системы разделено на две части: в левой части расположены функции для управления программным продуктом, в правой – для управления текущим тест-планом.
рис.1. Основное окно TestLink
Для начала создадим сам проект. Для это под пользователем с ролью Администратора в блоке “Программный продукт” кликнем «Управление тест-проектом». Далее в открывшемся окне нажмем кнопку “Создать”, укажем имя проекта, префикс, описание. Обязательно нужно активировать требования и доступность (Public).
рис.2. Окно создания нового проекта
Установим права доступа к нашему проекту (Программный продукт -> Назначить уровни доступа).
рис. 3. Окно управлением доступом к проекты
После того, как проект создан и определены роли для пользователей, самое время приступить к написанию тестовых сценариев. Для начала создадим план тестирования, назовем его «Приемочное тестирование». Для этого в блоке «План тестирования» кликнем «Редактировать тест-план», затем нажмем кнопку «Создать», в открывшемся окне укажем название, описание, а также сделаем наш план Public.
рис. 4. Окно создания тест-плана
Далее добавим требования, которые будем покрывать тест-кейсами. Для этого в блоке «Требования» кликнем «Редактировать требования». В открывшемся окне создадим новую группу требований (New Requirement Specification), присвоим ей ID – 0001 и назовем «Вход в систему», укажем нужный тип требований.
рис. 5. Окно создания группы требований.
После сохранения, выберем созданную группу требований в дереве объектов в левой части экрана, и нажмем кнопку «Создать новое требование»
рис. 6. Создание нового требования
Укажем ID, название требования (Вход в систему под администратором), напишем следующий текст требования:
“После входа в систему пользователя с ролью администратора, пользователь должен сразу попадать в панель "Администрирование"”;
укажем статус требования (черновик, готовый вариант и т.д.), тип и необходимое количество тестов для покрытия требования. При необходимости есть возможность прикрепить файл.
рис. 7. Окно создания нового требования
Создадим еще одно требование, назовем его «Вход в систему с ролью пользователя». Текст будет следующим:
«После входа в систему пользователя с ролью пользователь, он должен попасть в главное меню приложения. Панель Администратора пользователю должна быть не доступна»;
Приступим к написанию тест-кейсов. Для этого в меню «Описание тестов» кликнем «Редактировать тесты». В открывшемся окне создадим новый набор тестов, назовем его «Тесты входа в систему».
рис. 8. Создание набора тестов
рис. 9. Создание набора тестов
После того, как набор тестов создан, выделим его в дереве объектов в левой части экрана, а в правой части нажмем «Создать тест».
При создании теста можно указать название, описание, начальные условия для прохождения теста, тип запуска, установить важность. Напишем тесты для входа в систему пользователей с ролями администратора и пользователя.
рис. 10. Создание тест-кейса
рис. 11. Создание тест-кейса
Теперь свяжем наши тест-кейсы с требованиями. Для этого в блоке «Требования» кликнем «Покрыть требования тестами». В левой части окна в дереве объектов выберем созданные тесты, а в правой установим связь с требованиями.
рис. 12. Связь тест-кейсов с требованиями
Добавим созданные тесты в план тестирования «Приемочное тестирование». В блоке «Наборы тестов» выберем «Добавить/удалить тесты». В открывшемся окне в дереве объектов в левой части выберем набор тестов «Тесты входа в систему», а в правой добавим их в план тестирования.
рис. 13. Добавление тест-кейсов в план тестирования
Для того, чтобы пользователь смог прогнать тесты, нужно для плана тестирования указать сборку продукта и назначить ответственного за прогон. Для этого в блоке «Планы тестирования» кликнем «Редактировать версию(сборку)» и в открывшемся окне создадим сборку.
рис. 14. Окно создания новой сборки
После того, как сборка создана, назначим ответственного за прогон. В блоке «Наборы тестов» выберем «Назначить ответственного за прогон». В дереве объектов в левой части экрана выберем набор тестов «Тесты входа в систему», а в правой назначим ответственного за прогон.
рис. 15. Назначение ответственного за прогон.
Теперь пользователь может прогнать тесты. Для этого ему нужно кликнуть «Прогнать тесты» в блоке «Прогон тестов». Для просмотра результатов прогона нужно кликнуть «Посмотреть отчеты по прогону».
рис. 17. Окно отчеты по прогону
Добрый день! Не поделитесь опытом его установки?
ОтветитьУдалитьДобрый день. Могу поделиться, какие вопросы есть?
УдалитьДобрый день, может Вы подскажите, как почистить список пользователей в Тестлинке ? Если их сделать неактивными, то они все равно отображаются в списке пользователей.
ОтветитьУдалитьОчень полезно, информативно и по сути)
ОтветитьУдалитьВ настоящий момент программа работает с презентацией 2007 и какой статус у программы в части распространения (свободная, условно свободная) и есть поддержка русского языка?
ОтветитьУдалитьДобрый день.
ОтветитьУдалитьА есть ли возможность в Тестлинке привязать тест к двум разным тест-планам и одним прогоном отметить это одновременно в обоих тест-планах?