воскресенье, 9 ноября 2014 г.

TestLink вместо Excel



Наверняка многим покажется знакомой ситуация, когда на проекте не используется система управления тест-кейсами и тесты приходится писать в Excel. С ростом функционала приложения - увеличивается и количество файлов Excel, в них появляются новые вкладки, группировки, что со временем затрудняет понимание и ориентирование в них. Особенно остро такая проблема встает, когда на проект приходит новый тестировщик, которому порой бывает сложно быстро разобраться в таких тестах. С точки зрения менеджера проекта, в Excel не совсем удобно отслеживать прохождение тестов и анализировать процент покрытия требований тестами. К тому же, очень удобно, когда требования и тесты хранятся в одной системе, а организовать нечто подобное в Excel не представляется возможным. Таких трудностей не возникает, если на проекте используется система управления тест-кейсами. В этом посте я хочу показать пример работы с одной из таких.

TestLink представляет из себя систему для управления тест-кейсами на проектах, распространяемую бесплатно. Основными объектами системы являются Проект, План тестирования и Пользователь. Проект – это главный элемент системы. Каждый проект может содержать несколько планов тестирования (например, план для приемочного тестирования, для функционального, для регрессионного). План тестирования состоит из тестовых наборов, которые включают в себя непосредственно тест-кейсы. 

Иерархия пользователей в системе следующая:
  • Гость: имеет право только на просмотр всего;
  • Тестер: имеет право на просмотр всего и на запись результатов тестирования назначенных ему тестов;
  • Тест-аналитик: то же что и тестер, плюс имеет право создавать тест-кейсы, писать требования и связывать требования с тест-кейсами;
  • Руководитель тестирования: то же, что и тест-аналитик, плюс создавать планы тестирования, добавлять/удалять тесты в планы тестирования, создавать сборки, определять приоритеты тест-кейсов и назначать тест-кейсы исполнителю;
  • Администратор: доступны все функции. Роль предназначена для управления проектами и пользователями.
Рассмотрим основные принципы работы TestLink на примере «Тестового проекта».

Основное окно системы разделено на две части: в левой части расположены функции для управления программным продуктом, в правой – для управления текущим тест-планом.
рис.1. Основное окно TestLink
Для начала создадим сам проект. Для это под пользователем с ролью Администратора в блоке “Программный продукт” кликнем «Управление тест-проектом». Далее в открывшемся окне нажмем кнопку “Создать”, укажем имя проекта, префикс, описание. Обязательно нужно активировать требования и доступность (Public).
рис.2. Окно создания нового проекта
Установим права доступа к нашему проекту (Программный продукт -> Назначить уровни доступа).
рис. 3. Окно управлением доступом к проекты
После того, как проект создан и определены роли для пользователей, самое время приступить к написанию тестовых сценариев. Для начала создадим план тестирования, назовем его «Приемочное тестирование». Для этого в блоке «План тестирования» кликнем «Редактировать тест-план», затем нажмем кнопку «Создать», в открывшемся окне укажем название, описание, а также сделаем наш план Public.
рис. 4. Окно создания тест-плана
Далее добавим требования, которые будем покрывать тест-кейсами. Для этого в блоке «Требования» кликнем «Редактировать требования». В открывшемся окне создадим новую группу требований (New Requirement Specification), присвоим ей ID – 0001 и назовем «Вход в систему», укажем нужный тип требований.
рис. 5. Окно создания группы требований.
После сохранения, выберем созданную группу требований в дереве объектов в левой части экрана, и нажмем кнопку «Создать новое требование»
рис. 6. Создание нового требования
Укажем ID, название требования (Вход в систему под администратором), напишем следующий текст требования:
“После входа в систему пользователя с ролью администратора, пользователь должен сразу попадать в панель "Администрирование"”;
укажем статус требования (черновик, готовый вариант и т.д.), тип и необходимое количество тестов для покрытия требования. При необходимости есть возможность прикрепить файл.
рис. 7. Окно создания нового требования
Создадим еще одно требование, назовем его «Вход в систему с ролью пользователя». Текст будет следующим: 
«После входа в систему пользователя с ролью пользователь, он должен попасть в главное меню приложения. Панель Администратора пользователю должна быть не доступна»;
Приступим к написанию тест-кейсов. Для этого в меню «Описание тестов» кликнем «Редактировать тесты». В открывшемся окне создадим новый набор тестов, назовем его «Тесты входа в систему».
рис. 8. Создание набора тестов
рис. 9. Создание набора тестов
После того, как набор тестов создан, выделим его в дереве объектов в левой части экрана, а в правой части нажмем «Создать тест».
При создании теста можно указать название, описание, начальные условия для прохождения теста, тип запуска, установить важность. Напишем тесты для входа в систему пользователей с ролями администратора и пользователя.
рис. 10. Создание тест-кейса
рис. 11. Создание тест-кейса
Теперь свяжем наши тест-кейсы с требованиями. Для этого в блоке «Требования» кликнем «Покрыть требования тестами». В левой части окна в дереве объектов выберем созданные тесты, а в правой установим связь с требованиями.
рис. 12. Связь тест-кейсов с требованиями
Добавим созданные тесты в план тестирования «Приемочное тестирование». В блоке «Наборы тестов» выберем «Добавить/удалить тесты». В открывшемся окне в дереве объектов в левой части выберем набор тестов «Тесты входа в систему», а в правой добавим их в план тестирования.
рис. 13. Добавление тест-кейсов в план тестирования
Для того, чтобы пользователь смог прогнать тесты, нужно для плана тестирования указать сборку продукта и назначить ответственного за прогон. Для этого в блоке «Планы тестирования» кликнем «Редактировать версию(сборку)» и в открывшемся окне создадим сборку.
рис. 14. Окно создания новой сборки
После того, как сборка создана, назначим ответственного за прогон. В блоке «Наборы тестов» выберем «Назначить ответственного за прогон». В дереве объектов в левой части экрана выберем набор тестов «Тесты входа в систему», а в правой назначим ответственного за прогон.
рис. 15. Назначение ответственного за прогон.
Теперь пользователь может прогнать тесты. Для этого ему нужно кликнуть «Прогнать тесты» в блоке «Прогон тестов». Для просмотра результатов прогона нужно кликнуть «Посмотреть отчеты по прогону».
рис. 16. Окно прогона тестов. 
рис. 17. Окно отчеты по прогону

6 комментариев:

  1. Добрый день! Не поделитесь опытом его установки?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день. Могу поделиться, какие вопросы есть?

      Удалить
  2. Добрый день, может Вы подскажите, как почистить список пользователей в Тестлинке ? Если их сделать неактивными, то они все равно отображаются в списке пользователей.

    ОтветитьУдалить
  3. Очень полезно, информативно и по сути)

    ОтветитьУдалить
  4. В настоящий момент программа работает с презентацией 2007 и какой статус у программы в части распространения (свободная, условно свободная) и есть поддержка русского языка?

    ОтветитьУдалить
  5. Добрый день.
    А есть ли возможность в Тестлинке привязать тест к двум разным тест-планам и одним прогоном отметить это одновременно в обоих тест-планах?

    ОтветитьУдалить